Публичное представление педагогического опыта



Публичное представление педагогического опыта
учителя информатики МОУ «Лицей №43» г. о. Саранск
Жебанова Александра Анатольевича

Тема научно-методической работы.

Использование межпредметных связей на уроках информатики как средство формирования метапредметной ИКТ-компетентности.

Актуальность и перспективность опыта, его значение для
            совершенствования учебно-воспитательного процесса

Наш век называют веком цифровых технологий – и недаром: компьютеры и цифровые гаджеты проникли буквально во все сферы жизни человека. Это не могло не сказаться на развитии личности современного школьника. В своём большинстве, они становятся полноценными свободными личностями лишь в виртуале, доступ в который для них прост и естественен. Это будущее поколение творцов, художников и музыкантов. Они будут прекрасно ориентироваться в моделированных ситуациях, не понимая на практике методов командного взаимодействия, поскольку для них сложно понять распределение ролей в данной команде. Их мир – это мир, созданный ими лично для себя в компьютерной сети. Всё чаще это поколение называют «цифровым поколением» или Поколением Y. В сложившихся условиях изменяется и роль учителя, который перестаёт быть для ученика единственным источником информации. Возникает вопрос: как, собственно, учить и воспитывать современное поколение детей?
На мой взгляд, следует учитывать два фактора:
          1)      Во-первых, использование компьютерной техники и современных коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности учащихся выглядит очень естественным и с точки зрения самого ребенка, являясь одним из эффективных способов повышения мотивации обучения, развития творческих способностей, осуществления индивидуального подхода к ученику. И…
2)      …во-вторых, у детей очень часто школьные знания остаются в памяти в виде разрозненных сведений, искусственно разбитых по предметному признаку, ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни, тем более, картину окружающего мира. Поэтому интегрированный подход в обучении позволяет установить, что изучаемая тема связана с другими темами учебного предмета, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи. Интеграция в обучении позволит перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению, а также создаст у учащихся целостное представление об окружающем мире.

 Концептуальность.
Поскольку в ФГОС нового поколения приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, формирование и развитие ИКТ-компетентности, нужно содействовать формированию метапредметной ИКТ-компетентности. Например, формирование общих метапредметных  навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации во всех предметных областях. Поэтому знания, умения и навыки, вырабатываемые на уроках информатики, могут быть с успехом распространены и на другие дисциплины, преподаваемые с использованием новейших информационных технологий и средств информатизации.

Теоретическая база опыт
1. Ведущая роль наглядности в обучении (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский).
                2. Элементы следующих известных разработанных теорий:
  • теория активизации учебно-познавательной деятельности (Т. И. Шамова);
  • теория оптимизации процесса обучения (Ю. К. Бабанский);
  • теория развития познавательного интереса (Г. И. Щукина).
          Уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем, насколько содержание, методы и организация обучения «провоцируют» эту активность. В работах Т. И. Шамовой, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной как основные средства активизации учебной деятельности рассматриваются проблемное обучение, самостоятельные работы, алгоритмы и использование современных технических средств обучения.
      Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт; методические — Б. С. Гершунского, Н. Ф.Талызиной; психологические — В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова и др.

Ведущая педагогическая идея опыта.
ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования универсальных учебных действий, порождающих мотивацию к обучению и позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,
           становления опыта
Опыт формировался с приходом в 2014 г. в МОУ «Лицей № 43» и продолжает развиваться по сей день. На базе лицея созданы достаточно комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Техническая база лицея современная и включает в себя последние наработки в сфере информационных образовательных ИКТ-технологий.

    К важным условиями становления опыта следует отнести и собственный интерес к обозначенной проблеме, подкрепленный длительным сроком общения со школьниками-подростками в рамках традиционной классно-урочной системы, наблюдениями за возрастными и психологическими особенностями учащихся, стремление придать своей деятельности направленный характер, достаточно уверенное владение ИКТ-технологиями.

Методы работы в процессе апробации:
· изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
·           изучение и обобщение передового педагогического опыта;
·           педагогическое наблюдение;
·           педагогический эксперимент;
·           анализ результатов ученической деятельности;
·           устный и письменный опрос учащихся;
·           тестирование;
·           анализ результатов исследования. 

          В своей работе я активно применяю следующие из них:
·         провожу уроки и внеклассные мероприятия с интерактивной доской (ИД) SMART
·         создаю ресурсы к мультимедийным урокам с помощью программного
обеспечения SMART Notebook.
·         применяю в работе современные визуализаторы (документ-камера Aver Vision)
·         использую сервисы GOOGLE для создания тестов (опросов), ведения
личного блога учителя и Ю-Туб канала для трансляции дистанционных уроков;
·     при необходимости использую платформу ZOOM для проведения он-лайн уроков в режиме дистанта;
·         совместно с учащимися использую образовательные ресурсы сети Интернет:
интерактивные тренажеры http://school-collection.edu.ru/, http://www.yaklass.ru/info/testi/ , электронные приложения к учебникам на CD
·         использую современные способы оценивания, ведения электронных форм
документации в условиях информационно-коммуникационных технологий: https://lic43sar.eljur.ru/index

Интегрированный подход к обучению  предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета на уроках по другим предметам.
Так, тема  «Редактирование текстовых документов» на уроке информатики может быть интегрирована со многими темами по русскому языку, математике.  Приведу примеры заданий, которые я использую на таких уроках.

  1. Вставь пропущенные буквы (5 класс).
  2. Придумай сиквейн (пятистрочник) (6 класс).
  3. Восстанови пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста (5 класс).
  4. Набери формулы  (6 класс).
  5. Вставь пропущенное число в последовательность (8 класс).
            При объяснении принципа работы процессора, внутренней и внешней памяти (7 класс) основой являются сведения из курса физики, которые пока весьма расплывчаты в силу опережающего изучения данного материала в рамках курса информатики.
Понятие величины (9 класс) вводится на основе и в сравнении с величинами в курсах физики и математики.
            Содержание раздела  «Моделирование» востребованы на уроках физики, химии, биологии. Разделы, посвященные роли компьютера в современном обществе, пересекаются с вопросами, изучаемыми в курсах истории, обществознания. Связь реализуется и с географией при изучении темы «Геоинформационные системы в Интернете» (9 класс).
Прежде чем выполнить задание, ученикам приходится осознать, из какой предметной области эта задача и как она решается в рамках предмета, а потом как с ней справиться гораздо быстрей, более качественно с помощью компьютера.

            Таким образом, многообразие межпредметных связей курса информатики подчеркивает его значение в формировании у школьников современной картины мира.
На мой взгляд, именно межпредметные связи способствуют более продуктивному формированию у школьников познавательной активности, самостоятельности в выработке познавательных интересов и положительной мотивации учения. Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).

            Отличительной особенностью новых стандартов является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Поэтому на уроках основное внимание уделяю развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Апробирую такие технологии, как: проблемное обучение, разноуровневое обучение, технологию использования в обучении игровых методов (организационные, ролевые игры), обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии.  


На мой взгляд, особо успешны  проблемные уроки,  исследовательские и проектные методы обучения. В качестве примера приведу  некоторые из них с использованием проблемного  и проектного обучения, где прослеживается межпредметная связь.

Проблемное обучение.
а) 8 класс, тема «Два подхода к измерению информации».
Постановка проблемы: «Как измерить информацию». Предлагаю генерировать идеи. К концу урока ученики чётко понимают, в разница между алфавитным подходом и смысловым к измерению информации, каким образом осуществляется подсчёт количества информации в том или ином случае.

 б) 5 класс, тема «Кодирование информации».
Постановка проблемной задачи: «Раскодировать таинственное послание». Учащиеся должны определиться с выбором алгоритма кодирования, разработать шаблон по общим правилам кодирования того или иного сообщения и только потом приступить к реализации.
Самостоятельный поиск выхода из проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает мотивацию, волю обучающихся. У них формируется умение планировать структуру действий, организовывать поиск информации, при необходимости в Интернете, что вырабатывает навыки безопасного поведения в сети с соблюдением норм информационной этики и права. Помимо этого активизируется познавательная деятельность учеников, развивается их творческий потенциал, повышается качество знаний.

Проектное обучение.
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работу над проектом строю в несколько этапов.
1. Подготовительный (постановка проблемы, определение целей и задач).
2. Организационный (разбивка на группы, распределение обязанностей в группе, составление плана работы над проектом).
3. Исследовательский (поиск материала, систематизация собранной информации, оформление результатов).
4. Реализация проекта (оформление проекта с помощью ПК, подготовка к защите).
5. Защита проекта (защита, вопросы других групп и учителя).
6. Оценка результатов.       

Приведу некоторые примеры использования метода проектов на разных уровнях обучения – на самом деле их гораздо больше:
  • проект по созданию фильма «Как я помогал родителям» (5 класс),
  • проект «Системы счисления» (6 класс),
  • проект по созданию сайта «Города воинской славы» (8 класс),
  • проект по созданию интерактивного кроссворда «Механическая работа» (9 класс).
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности, а также общее интеллектуальное развитие.

Результативность опыта.
Результатами освоения ИКТ-компетентности, как указано в ФГОС второго поколения,  является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета».
Также результативность применения опыта в учебном процессе можно оценить и с помощью положений педагогики развития, создающей для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.
В основе такой  результативности лежат следующие критерии:
  • наличие положительного мотива у обучающихся к деятельности в проблемной ситуации;
  • наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;
  • переживание учеником субъективного открытия;
  • отношение к новому знанию как к личностной ценности.

Дополнение общепринятых методов обучения современными ИКТ дало мне возможность снять остроту проявления некоторых дидактических затруднений у учащихся, решить такие задачи, как осуществление индивидуального подхода к ученикам, содействие их самостоятельной и творческой работе, поддержка коллективной деятельности. Таким образом, можно говорить, что эффективное использование информационных технологий позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении. Использование информационных технологий позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:
·         прекрасной наглядности, создаваемой с помощью ИКТ;
·         технических возможностей ИКТ как дидактического средства обучения,
позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
·         реализации методики проблемного обучения ;
·         автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально
каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса
освоения знаний в реальном времени (т.е. о его достижениях в ходе занятия).

Опыт работы по данной теме представлен:
1. участием в работе российской стажировочной площадки по направлению
"Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования,
обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам" на базе МОУ
«Лицей №43»
2.  открытыми уроками в рамках предметной недели:
1) урок «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»
2) урок «Кодирование информации»

3.  публикациями:
·         на сайте МОУ «Лицей № 43»
·         на личном сайте учителя (см. раздел "Учителям")
·         публикациями на сайте педагогического сообщества Еdcommunity
·    публикациями на сайте международного он-лайн сообщества учителей Pedsovet.org и Завуч.инфо.

Вывод.
Считаю, что на основании опыта моей работы можно сделать вывод о  некоторых возможностях  интегрированного построения учебного процесса на уроках информатики. Так, переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет:

1. Переносить ученику способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира (конечно, при условии, что ученик владеет определенной базой знаний по предметам).
2. Увеличивать долю проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов, а значит, активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
3. Увеличивать долю обобщающих знаний, позволяющих ученику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Увеличивать информативную емкость урока.
5. Находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Усиливать мотивацию школьников, активизировать учебно-познавательную деятельность, снимать перенапряжение и утомляемость.
7. Развивать творческое мышление учащихся, применять полученные знания в реальных условиях.
8. Повышать успешность обучения.


Наглядные материалы из опыта работы представлены:
в личном блоге: Раздел «Учителям»

На школьном сайте


На сайте педагогического сообщества
1.      Еdcommunity: http://www.edcommunity.ru/profile/
2. ИПКиПП (Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки) :
 https://www.institute-of-education.com/ru/methodlib/110/211842
3.      Педсовет.орг:https://pedsovet.org/articles/article/listOwned


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Представлена новая версия архитектуры процессоров для гаджетов — ARM v9

 Новая версия микропроцессорной архитектуры, используемой в миллиардах устройств по всему миру, представлена британской компанией ARM Limite...